Выходное интервью при увольнении: советы для эффективного проведения

Добавлено: 10/07/2020
1127

Exit-интервью (или выходное интервью) — финальное собеседование, которое проводится в последний рабочий день сотрудника, вне зависимости от формы прекращения трудовых отношений. «Разговор на прощание» станет полезным источником обратной связи.

 

 

Конструктивная критика может указать на скрытые от вас моменты, которые необходимо улучшить, и ошибки, которые стоит исправить. Выходное интервью важно не только для оптимизации внутренних процессов, но и для улучшения внешнего бренда работодателя. Обиженный на компанию бывший сотрудник может при трудоустройстве на новое место “слить” конфиденциальную информацию или распространить негативные отзывы о вашей организации.

С помощью exit-интервью вы сможете сгладить возникшие за время работы противоречия, сделать обзор опыта сотрудника и подчеркнуть вклад, который был внесен им в вашу компанию.

Мы подготовили практические советы, как эффективно провести выходное интервью, которое будет полезно как работодателю, так и бывшему сотруднику.

 

Подготовка к встрече

Финальное собеседование могут проводить представители HR-отдела или непосредственные руководители. Но доверительный разговор может не сложиться между менеджером и его бывшим подчиненным — бывает, что сотрудник уходит из компании именно из-за своего руководства. В идеале, выходное интервью лучше организовать тому же HR-у, который занимался наймом и онбордингом уходящего специалиста.

Многие компании предпочитают сначала дать увольняющемуся работнику небольшую анкету, а затем по возможности провести личную встречу. Это может помочь сотруднику собраться с мыслями заранее. Но ответы только в письменной форме могут быть менее откровенными, чем в личной беседе.

За два-три дня до ухода человека договоритесь с ним о финальном разговоре, которое лучше назначить в конце последнего рабочего дня. Стоит заранее подготовить свои вопросы.

 

Что стоит спрашивать

Перед проведением выходного интервью предупредите сотрудника, что он может не отвечать на все ваши вопросы, и уточните, можете ли вы поделиться его ответами с руководством. Если бывший сотрудник не хочет, чтобы вы что-то рассказывали, получив важную обратную связь, перефразируйте вопрос и спросите еще раз, можете ли вы поделиться только этой частью интервью.

Выходное интервью стоит проводить в нейтральной обстановке. Не забывайте, что это не просто разговор по душам, вам важно получить ответы на конкретные вопросы.


Вот несколько подходящих примеров: 

1. Подробно опишите причины увольнения

2. Как, с вашей точки зрения, можно улучшить условия работы?

3. Что можно было бы сделать, чтобы улучшить ситуацию, из-за которой вы уходите?

4. Как другие сотрудники относятся к ситуации и компании в целом?

5. Что компания не делает в настоящее время и что может начать делать для улучшения ситуации?

6. Опишите ваше общее впечатление по поводу работы здесь. 

7. Какие моменты вам больше всего понравились в работе здесь?

8. Опишите лучшие моменты работы с вашим руководителем.

9. Есть ли вещи, которые вы хотели бы знать до или во время начала работы в нашей компании?

10. Кто из коллег оказал наиболее положительное влияние на вас и вашу карьеру в компании?

 

Что не стоит спрашивать

Выходное интервью должно помочь бывшему сотруднику высказать свое мнение и поделиться тем, что привело его к решению уйти. Однако стоит быть осторожным, чтобы не поощрять негатив любым из следующих способов:

1. Не задавайте вопросы о конкретных людях или проблемах. Можно запросить общий отзыв о руководителе, но не стоит в ответ делиться собственным мнением.

2. Не поддерживайте сплетни. Это не несет в себе никакой конструктивности и достоверной информации.

3. Не говорите ничего, что могло бы быть истолковано как клевета. Разговор должен быть сосредоточен на опыте сотрудника. Хотя ваш собеседник может высказать что-то негативное о коллегах или руководстве, вы должны выслушать, без выражения согласия или несогласия с его или её точкой зрения.

4. Не вдавайтесь в личные проблемы. Разговор должен в первую очередь быть связан с работой.

5. Не пытайтесь убедить сотрудника остаться в компании. Выразите свое уважение и понимание принятого решения.

 

Обработка фидбэка

Каждое выходное интервью должно помочь вам найти возможности для улучшений в компании. Поделитесь ключевыми моментами встречи с руководителем сотрудника или с топ-менеджментом.

Ищите повторяющиеся моменты в обратной связи от увольняющихся людей, чтобы определить существующие проблемы. Если вы заметили тенденцию, передайте ее руководящей команде и предложите меры, которые можно предпринять, чтобы не потерять других ценных специалистов.

Например, если вы слышите, что многие сотрудники уходят из-за несоответствия ожиданий в работе, это может быть показателем необходимости проверки должностных инструкций и / или практики приема новых работников. 

Кроме того, отзывы о политике вашей компании могут привести к важным процедурным изменениям. Если уходящие сотрудники говорят, например, об отсутствии ДМС как существенном минусе, стоит задуматься о введении новых бенефитов, иначе вы будете продолжать терять своих специалистов.

 

Но - принимайте обратную связь с долей скептицизма. Не воспринимайте отзывы каждого уходящего сотрудника как 100%-ю истину. Вам могут сказать, что основная причина увольнения — плохой руководитель, но в то же время вы знаете, что сотрудник регулярно нарушал рабочую дисциплину или не справлялся с задачами.

Выходное интервью может предоставить ценную информацию, но это не источник беспристрастной информации. Вместо того, чтобы анализировать каждое конкретное интервью, ищите тенденции, а затем используйте их для улучшений в вашей компании. Таким образом, вы сможете развивать внутрикорпоративную культуру и активно решать возникающие проблемы.

ПОДПИШИТЕСЬ НА БЛОГ